Лучший дом - Строительный портал

Перечислить группы здоровья. Группы здоровья детей и их характеристика

Для любого из нас, кто является родителем и не важно мама это или папа, здоровье нашего малыша является главным вопросом жизни, ведь от этого многое зависит, в том числе и дальнейшая судьба ребенка. От того с каким здоровьем родился наш малыш многое зависит, все мы рассчитываем только на самый благоприятный результат его осмотра и заключения врачей.

С появлением на свет ребенка, на него тут же заводится медицинская карта в детской поликлинике, в которой скрупулезно расписываются особенности его ношения, рождения, состояние здоровья и дальнейшее развития малыша. Многие родители обращали внимание, что после чуть ли не после первого осмотра ребенка, детский врач присваивает ему группу здоровья - 1, 2, 3, 4 или 5, но вот о чем это говорит, мы и посвятили эту статью.
Вам наверняка интересно и важно узнать, какие особенности в развитии вашего малыша существуют, чем и по каким параметрам оценивается здоровье ребенка? Ниже мы в подробной форме расскажем о том, каким образом подразделяют группы здоровья, поговорим об особенностях присвоения малышу той или другой группы здоровья.

Группы здоровья детей - 1, 2, 3, 4 и 5

Всего групп здоровья детей пять, в возрасте от трех до семнадцати лет и все они со своими характерными отличиями и отличительными особенностями. Ниже мы рассмотрим каждую их пяти детских групп здоровья, более подробно остановимся на каждой из них, расскажем как квалифицируются и чем характеризуются.

1 (первая) группа здоровья

К первой группе здоровья относят тех детей, кто полностью здоров, не имеет каких-то отклонений, видимых проблем или дефектов. Психическое и физическое состояние данной группы практически полностью соответствуют признанным стандартам измерения.

У детей 1 (первой) группы не должно иметься никаких особых проблем, каких-то пороков или отклонений в развитии, дефектов или других нарушений в деятельности и организации внутренних органов ребенка.

2 (вторая) группа здоровья

Вторая группа наиболее многочисленная и является самой распространенной из всех групп здоровья детей. В нее входят те детки у кого замечены небольшие отклонения в здоровье, у них может быть сниженная сопротивляемость к заболеваниям и влиянию внешних факторов.

У этой группы нет яркого выраженных признаков отставания в развитии, также у этих детей не наблюдаются хронические заболевания, но все же зафиксированы небольшие функциональные отклонения (нарушения).

У детей 2 (второй) группы здоровья может быть общая задержка в физическом развитии, чем это классифицируется - дефицитом массы тела или наоборот, избыточным весом, ослабленное зрение и прочее. Также в эту группу попадут те дети, кто довольно часто заболевает респираторными болезнями.

3 (третья) группа здоровья

В следующую, третью группу здоровья попадают те детки, у кого обнаружены хронические заболевания, тем не менее, они пребывают в процессе ремиссии, у них время от времени бывают обострения, но вот осложнения основного заболевания не происходит.

Сюда также относятся дети, к 3 (третьей) группе, с вполне нормальным развитием, они по плану развиваются и имеют более или менее устойчивое физическое здоровье, но все же у них выявлены определенные отклонения, например у них маленький рост, избыток или дефицит в массе. Также в эту группу отнесут тех детей, у кого психологическое развитие немного отстает от общепринятых показателей.

4 (четвертая) группа здоровья

К следующей четвертой группе здоровья детей относят тех, у кого есть хронические заболевания и активно развивающиеся, или же находятся на стадии неустойчивой ремиссии с частыми обострениями.
Так же в 4 (четвертую) группу здоровья детей относятся те из них, у кого их болезнь пребывает в стадии ремиссии, но все же для этого следует придерживаться поддерживающего лечения. Входят сюда и детки после каких-то операций, с последствиями после полученных ими травм, ограничениями в обучении и физическом труде.

5 (пятая) группа здоровья

К последней пятой группе здоровья детей относят тех, у кого есть серьезные проблемы со здоровьем и нормальным развитием, функционирование организма. В нее входят детки с тяжелыми хроническими заболеваниями и с крайне редкими ремиссиями у которых довольно часто случаются приступы. Так же в данную группу относят тех, у кого есть значительные осложнения, для предотвращения их дальнейшего развития необходимо лечение.

Сюда же, к 5 (пятой) группе здоровья направляются те дети, у которых есть физические дефекты, у них может быть нарушена функций некоторых внутренних органов и сопровождается серьезными препятствиями в формировании деятельности ребенка (трудовой и физической). В эту группу относят и детей инвалидов.

Что значит группа здоровья - значат для ребенка?

Сразу скажем, что не стоит расстраиваться и накручивать себя по поводу присвоения ребенку 1, 2, 3, 4 или 5 группы здоровья, на данном этапе развития детей, это пока еще в большей мере условность, а не какой-то приговор и прочее, в чем вы убедитесь сами.

Присвоение группы здоровья малышу - это довольно условное медицинское определение, которое по большому счету необходимо для правильного ухода за ними и осмотра врачом, а применяется для анализа здоровья любого дитя.

Чтобы детский врач мог дать оценку состояния ребенка и отнести его к одной из групп здоровья, он проводит профилактический осмотр, скрупулезное обследование с дальнейшим сбором необходимых анализов и их исследованием.

Присвоенная группа здоровья может меняться на протяжении всего развития малыша, а зависит это от множества самых разных факторов, в особенности внешних изменений. Обычно малыша для присвоения группы здоровья, осматривает консилиум врачей (медицинская комиссия), которая состоит из хирурга, лора, окулиста, невропатолога, кардиолога и стоматолога.

Тем не менее, окончательное решение о присвоении малышу группы здоровья принимает его личный врач педиатр, который берет во внимание все полученные показатели и основываясь на выводах узких специалистов, которые осматривали ребенка.

Оценка здоровья малыша присваивается на данный момент проверки, в ней не не учитываются инфекции или острые заболевания, а также какие-то другие болезни, которыми ребенок переболел в прошлом, конечно же в том случае, если они не стали хроническими.

Для чего нужна проверка физического состояния ребенка, прежде всего - определения и разделения проверяемых для дальнейшего оказания им практической помощи. В результате таких проверок делаются определенные выводы, кто-то из детей окажется вполне здоровым малышом, а кому-то потребуется особый уход, возможно не какое-то не лечение, но более пристальное отношение к нему со стороны специалистов.

Иногда в результате комплексных проверок к детям, у кого выявлены проблемы со здоровьем, выставляются специальные группы здоровья, в которых требования к таким деткам и нагрузка на них более щадящие, не такие требовательные как к здоровым.

Определение группы здоровья - как определить?

Перечень основных критериев, на основании решается вопрос установления группы здоровья ребенку, с одной стороны довольно разнообразная. Если разобраться в медицинских пособиях определения групп здоровья, то они в какой-то мере противоречат друг, другу, некоторые моменты они трактуют по-разному.

Тем не менее, наиболее популярное деление подразумевает всего шесть основных принципов, согласно каким и делаются определенные выводы, принимается окончательное решение об установлению группы здоровья малышу.

Наследственность малыша

При первом осмотре новорожденного ребенка врач обязательно поинтересуется у его родителей, были ли в семье заболевания и какие, особенно те, какие передаются по наследству из поколения в поколение. Спросит н и о том, насколько серьезны наследственные заболевания (если они есть), какого они характера и насколько серьезны последствия.

Далее, с помощью сдачи всевозможных анализов врач делает вывод, насколько в итоге ребенок подвержен передачи заболевания по наследству. В этом случае в течение беременности, будущим маме и папе также следует пройти ряд обследований, которые предупредят, в какой-то мере исключат негативные моменты.

В этот критерий определения возможных проблем со здоровьем, входят не только заболевания передающиеся по наследству, но и сам процесс беременности, ход самих родов и дальнейшее развитие ребенка, особенно в первый месяц его жизни.

Физическое развитие малыша

В этот критерий определения состояния здоровья малыша входят главные физические характеристики, когда измеряется рост, устанавливается его вес, а еще измеряются окружность головы и груди, длина рук и ног, размер ножки ребенка и некоторые другие параметры. В процессе взросления малыша отслеживается и фиксируется, когда он в первый раз начал держать головку, сел и начал ползать, а затем и ходить, когда произнес первые слова и прочее.

У детских врачей всегда под рукой таблица, в ней по месяцам расписаны все требования к ребенку, навыки какие он должен иметь в том или ином возрасте. Если ребенок идет не в графике развития, у него наблюдаются какие-то отклонения, то уже сейчас необходимо исследовать их характер и разобраться, несут ли за собой тяжелые последствия, или же на этом этапе не стоит бить тревогу, о чем-то беспокоиться, они не так страшны для ребенка.

Развитие системы органов в организме ребенка

В период развития малыша и особенно в первый его год, врач следит за его сердечной, нервной и кровеносной его системами. В это время происходит становление, развитие и рост всех основных органов в организме детей.

Для определения этого критерия врач часто прибегает к дополнительным анализам и исследованиям – УЗИ, проводятся общие анализы и ряд других обследований ребенка. Особое внимание в период развития и взросления малыша уделяется его сердцу, почкам, желудку и легким.

Сопротивляемости организма ребенка

В первые месяцы жизни проводятся исследования, где стоит важный вопрос, на который ищется ответ - о воздействии на ребенка инфекций и иных внешних факторов, насколько он восприимчив или наоборот, имеет иммунитет на внешние раздражители и прочее.

Мы часто слышим такое высказывание, как "болезненный ребенок" или "ребенок со слабым иммунитетом" - этими фразами и определяется критерий отнесения малыша к определенной группе здоровья. В том случае, если малыш часто болеет, у него слабый иммунитет, то рекомендуется дополнительно обследовать его, разобраться источниках и причинах такого его состояния. С учетом этих показателей может быть дана ребенку, та или иная группа здоровья.

Психологическое и физическое состояние ребенка

Психологические и физические критерии также влияют на установление ребенку группы здоровья. Для того, чтобы установить психологическое и неврологическое состояние здоровья малыша, следует обращаться к психологу и неврологу соответственно.

После осмотра у этих узких специалистов и собеседования малыша, будет сделан промежуточный вывод, есть ли у него патологии, нормально ли он развивается или же развитие протекает не так как должно проходить. Критерии физического здоровья ребенка оцениваются детским врачом педиатром и могут сравниваться с общепринятыми таблицами, в которых отражены утвержденные стандарты.

В каком возрасте присваивается группа здоровья?

Присваиваются группы здоровья детям в возрасте от 3 до 17 лет. Как правило они устанавливаются по общему состоянию или по наличию у ребенка каких-то хронических заболеваний. Стоит отдельно сказать, что порой дети с примерно одинаковым диагнозом, могут получить от врача не одинаковые группы здоровья. Родители не стоит переживать по поводу присвоения их малышу группы здоровья, если она окажется более низкой, чем у примерно такого же ребенка, которая не в полной мере отвечает нормальному состоянию здоровья.

Не забывайте, что это пока еще ничего не решает и не является окончательным диагнозом, а всего лишь специальная градация установленная врачом и какая призвана помочь ему в корректировке состояние здоровья малыша, учитывать всевозможные факторы влияния, которые могут помочь решить проблему дальнейшего развития ребенка и в целом на будущее его здоровья.

Группы здоровья в саду - состояние и характеристика

Распределение детей в детском саду по группам здоровья выполняется только врачом, квалифицированным специалистом и с учетом самых разных критериев, о которых мы писали выше в этой статье. Педиатр, психолог, хирург, невролог, стоматологи и остальные узкие специалисты берут во внимание множество факторов и обследований, используют анализы, знакомятся с медицинской картой и данными по течению беременности, а также первых дней и недель развитию ребенка.

Немаловажное значение в определении состояния 1, 2, 3 , 4 или 5 группы здоровья детей в саду, имеет личный осмотр врача педиатра и узких специалистов, а также инструментальные исследования. После индивидуального осмотра каждый из специалистов выносит свой диагноз, на основании какого уже можно определять малыша к какой-то из пяти групп здоровья.

Многое в решении зависит от того, какое именно нарушение зафиксировано, в какой форме и в каких функциях организма оно существует, на какой стадии развития пребывает и какие перспективы, также учитывается и какой из вариантов течения происходит, обнаружены ли осложнения. Играет значение также и тот факт, обнаружены или другие заболеваний, которые принято называть сопутствующими, если таковы не обнаружены, специалист ставит ребенку диагноз "здоров".

В дальнейшем, собрав все рекомендации от узких специалистов, детский врач педиатр изучает собранную информацию, все поставленные диагнозы узкими специалистами, учитывает их рекомендации, на основании чего и делает выводы, присваивает ребенку ту или иную группу здоровья, после чего (если потребуется), даются дальнейшие рекомендации, как действовать, чтобы сохранить здоровье малышу.

Предлагаем вам методические рекомендации для всех групп здоровья, которыми вы может воспользоваться, если сочтете их полезными. Сразу же скажем, что вне зависимости от того, к какой группе отнесли ребенка, для него могут быть выдвинуты индивидуальные требования, отдельные рекомендации для выполнения им спортивной (физической) и социальной деятельности.

Могут заниматься любым видом физической и умственной деятельности. Учеба, спортивные занятия, физический труд - в эту группу формируются дети по общей программе воспитания, без каких-то ограничений.

Для формирования первой группы следует учесть только возрастные категории, чтобы в ней не было резкого контраста, а в целом никаких ограничений или противопоказаний не предусмотрено.

Ко второй группе относят тех деток, у кого небольшие отклонения, что означает и противопоказания не носят радикального характера. Здесь следует обратить особое внимание на закалку организма, в большей мере следить за рационом питания, чем в первой группе.

Необходимо соблюдать и выполнять во второй группе и двигательную программу. Активные занятия физической культурой не следует прерывать, делать дополнительные минуты отдыха, но следует учесть, что дети из этой группы могут с некоторой задержкой сдавать плановые нормативы. Участие в мероприятиях с серьезными физическими нагрузками позволяются только в разрешения врача.

Тем, кто зачислен в третью группу - перед тем, как приступить к физическим упражнениям, трудовыми занятиями, следует навестить своего врача, чтобы он дал разрешение, а также рекомендации, если нужно он в чем-то ограничит ребенка.

В третьей группе следует уделять внимание восстановительным процедурам, проводить занятия по восстановлению сил, выполнять восстановительные упражнения для дыхания, которые можно даже увеличить в продолжительности по сравнению с общей массой сделанных упражнений.

Занятия проводятся обычно по специально разработанным программам, на них также должны присутствовать врачи. Активное участие в состязательных соревнованиях, каких-то спортивных мероприятиях следует ограничить для этой группы, они допускаются только с разрешения врача.

В четвертой группе активность значительно снижается, ограничивается определенными временными рамками, разрабатывается специальный режим дня для детей, при котором превалирует отдых и сон, которым отводится довольно продолжительное время.

В этой группе вместо обычных занятий физическим трудом или спортом, в большей мере реализована программа лечебной физкультуры (ЛФК). Для этой группы специально создаются программы, которые целенаправленно разработаны для таких заведений (групп здоровья).

Последняя пятая группа здоровья, предусматривает собой существенное снижение активности детей, режим дня в большинстве своем спокойный с продолжительными периодами отдыхом и сопровождается занятиями лечебной физкультуры.

Для пятой группы назначаются лечебные процедуры, которые своим функциональным предназначением должны поддерживать здоровье ребенку. Занятия физическим трудом или физкультурой если и проводятся, то только в индивидуальном порядке и под непосредственным присмотром врачей или квалифицированных специалистов. Такие программы, предусматривающие хоть и небольшие, но все же физические нагрузки, должны утверждаться лечащим врачом.

В завершение скажем следующее (успокоим мам и пап) - группы здоровья детей, будь-то 1, 2, 3, 4 или 5, это далеко не какой-то приговор или окончательный диагноз для любого малыша, а всего лишь специально разработанная шкала, которая облегчает возможность врачу следить за состоянием здоровья, какими-то изменениями в ту или иную сторону, а также на результатах осмотра и наблюдений, вносить коррективы в нагрузки и так далее.

Группа здоровья в редком случае бывает постоянной, она меняется то в ту, то в другую сторону, так что нет причин для беспокойства на счет присвоения вашему дитя низкой группы здоровья, вскоре все может измениться, рассчитывайте на это и всячески помогайте своему ребенку.

Что такое группа здоровья – окончательный диагноз или система учета? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов, поскольку и в выписке из родильного дома, и в амбулаторной карте ребенка при оформлении в детский сад всегда обозначена группа здоровья.

Критерии оценки состояния здоровья детей

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:

· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты*, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;


к 5‑й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями*, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией* функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1‑я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2‑я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3‑я группа здоровья). Дети 4–5‑й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3‑ю группу здоровья.

Отойдем от сухого языка документов и поясним, что в первую группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья. Разве что иногда они болеют респираторными заболеваниями. К сожалению, таких практически здоровых детей на территории РФ почти нет.

Во вторую группу здоровья входят дети, имеющие какие-либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, дискинезию желчевыводящих путей, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1‑й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью. Ребенка со второй группой здоровья необходимо обследовать и лечить, чтобы заболевание не перешло в хроническое.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Среди заболеваний особенно распространены хронический пиелонефрит без почечной недостаточности, хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит и др.

В четвертую группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Например, у ребенка имеется врожденный порок развития почек – гидронефроз, и на его фоне отмечается снижение функции почек, или у ребенка бронхиальная астма в периоде приступа с нарушением функции дыхания, ревматоидный артрит с ограничением функции суставов и т. д.

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья.

При внимательном изучении нормативных правовых актов становится ясно, что понятие "группа здоровья " является больше статистическим, чем врачебным и позволяет оценить состояние здоровья любого пациента по совокупности данных. Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, при составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т. д. Кроме того, с их помощью можно сравнивать состояние здоровья детей в различных районах или учреждениях города. В одном районе города имеется пять дошкольных образовательных учреждений. В четырех детских садах дети с 1-й и 2-й группами здоровья суммарно составляют 80–82%. В пятом детском саду детей с 1-й группой здоровья – 10%, со 2-й – 18%, с 3-й – 72%. То есть в пятом детском саду большинство детей – с хроническими заболеваниями. Соответственно, такому детскому учреждению требуются дополнительные медицинские кадры, а возможно, и изменение статуса.

СОВЕТ Чтобы сделать объекты на экране крупнее нажмите одновременно Ctrl + Плюс, а чтобы меньше нажмите Ctrl + Минус

Конституция Российской Федерации обязывает государство способствовать охране здоровья граждан страны. Для этой цели работает государственная медицина, создано социальное страхование. С этой же целью проводится регулярная диспансеризация населения.

Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения. Их критерии учитывают состояние здоровья населения страны.

Группы здоровья детей

Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.

Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.

Рассмотрим коротко каждую группу:

I - К первой группе относят практически здоровых детей. У них не обнаружено никаких физических и психических отклонений. Дети из этой группы болеют очень редко, отличаются отличным состоянием здоровья. К большому сожалению, первую группу выставляют очень редко.

II - Сюда относят детей с незначительными отклонениями в здоровье, небольшими функциональными или морфологическими отклонениями. У таких детей не имеется хронических заболеваний, однако, сопротивляемость организма несколько снижена. Частота острых заболеваний у детей из этой группы не должна превышать четырех раз за год.

Данная группа имеет две подгруппы :

К подгруппе А относят вполне здоровых детей. Однако их наследственность либо отягощена, либо у мамы наблюдались осложнения во время беременности, родов.
К подгруппе Б относятся дети с функциональными отклонениями, либо существует риск развития некоторых хронических заболеваний.

III - Сюда относят ребят, имеющих скрытые, не проявляющие себя хронические заболевания, либо врожденные патологии. Например, эту группу здоровья ставят при наличии хронического гастрита, хронического бронхита, анемии, аденоидов и т.д.

IV - Выставляют детям с низкой сопротивляемостью организма, с хроническими заболеваниями на стадии субкомпенсации. К этой группе относят ребят, имеющих врожденные патологии, хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями, ухудшающими общее состояние. С учетом диагноза детям III и IV групп могут быть рекомендованы сниженные нагрузки, а иногда и домашнее обучение.

V - Сюда входят дети с серьезной инвалидностью, тяжелыми пороками развития, а также страдающие онкологическими заболеваниями. Обычно такие ребята имеют определенную группу инвалидности, не посещают детские образовательные учреждения.

Группы здоровья взрослого населения

В соответствии с законодательством нашей страны в области здравоохранения, всех взрослых пациентов относят к определенной группе здоровья, в зависимости от состояния организма.

Для определения этого параметра, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.

По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.

Рассмотрим коротко особенности групп здоровья , используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:

I - К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.

II - Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.

III - К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.

Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно. Будьте здоровы!

Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.

Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки. Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование. На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.

Любая медицинская группа здоровья требует периодического подтверждения. Некоторые родители путают понятия «ЛФК» и «группы здоровья». Им не совсем понятно, в чем их различие. Поэтому мы решили внести некоторую ясность в данный вопрос. Занятия по лечебной физкультуре может проводить только врач ЛФК, а урок физкультуры с учениками из спецгрупп проводит школьный учитель, который предварительно проходит необходимую подготовку. В ходе подготовки он изучает оздоровительные методики, учится составлять индивидуальные спортивные программы для детей, страдающих определенными заболеваниями. Обучение проходит в специализированных Центрах ЛФК.


Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица

Как классифицируются группы здоровья по физкультуре

Группа здоровья Характеристика группы
Основная Группа для физически здоровых детей, не имеющих никаких отклонений и учеников с некоторыми функциональными нарушениями. Однако, по заключению медиков, эти нарушения не в состоянии за собой повлечь каких-либо последствий. При осмотре у ребенка не было зафиксировано отставаний в физическом развитии.

Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Учащиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в соревнованиях.

Дополнительная В таких группах занимаются:

— ослабленные дети;

— уч-ся, состоящие в группе риска по заболеваемости;

— дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания находятся в стадии длительной ремиссии.

Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, резких наклонов, прыжков.

Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных соревнованиях, сдавать нормы и тесты по физподготовке.

Специальная А, В По программам группы «А» занимаются:

— дети с врожденными пороками;

— с хроническими заболеваниями в анамнезе;

— с явными нарушениями физического развития.

Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой только по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально. Как правило, такие программы запрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на воздухе, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой. В большинстве школ учащиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны проходить специальную подготовку в Центрах ЛФК.

В подгруппе «В» занимаются учащиеся:

— с хроническими заболеваниями в острой фазе;

— с врожденными пороками на стадии обострения.

Дети, относящиеся к этой группе, занимаются только лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает врач.

Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответствующую справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок.
Справка является освобождением от физ-ры в школе.

Как определить, какая группа здоровья по физкультуре у ребенка?

Критерии оценки:

  • Наличие функциональных нарушений.
  • Хронические заболевания. Стадия развития болезни на настоящий момент.
  • Состояние основных систем детского организма.
  • Слаженность работы иммунной системы.
  • Гармоничное развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Группа здоровья определяется в медучреждении.

  1. Для определения комплексной оценки ребенок должен пройти обследование у всех «узких» специалистов. Некоторым детям дополнительно назначается консультация аллерголога. Например, если у ребенка в анамнезе есть диагноз «Дерматит».
  2. Затем, нужно пройти исследования и сдать все анализы, назначенные ребенку специалистами. Только после этого, можно обращаться к своему участковому врачу. Как правило, будущие ученики диспансеризацию проходят в детском саду, там же им и определяется соответствующая группа. Учащимся старшего возраста группа определяется на основании результатов диспансеризации, которую они должны проходить ежегодно.

Иногда неопытные врачи перестраховываются и пишут в справке группу, которая не соответствует состоянию здоровья ребенка. На первый взгляд незначительная ошибка нередко становится непреодолимым препятствием для поступления в престижные школы. Поэтому нижерасположенная таблица поможет родителям убедиться в правильном решении врача. В случае разногласий, родители всегда смогут оспорить результаты, обратившись за консультацией к главному врачу медучреждения.

Если в ходе диспансеризации ни один из «узких» специалистов не отметил отклонений в развитии ребенка, то в справке должна быть проставлена основная группа.

Заболевания у ребенка и группа здоровья

Заболевание Группа здоровья по физкультуре
Простудные заболевания чаще четырех раз за год. Слишком длительный процесс восстановления (более месяца).
В анамнезе поставлен диагноз « », имеется излишний вес, анализ крови показал анемию, туберкулиновая проба положительная (реакция Манту, проба Пирке). Вторая группа – дополнительная.
Окулист определили близорукость . Дополнительная группа.
Хронические заболевания , находящиеся в стадии длительной ремиссии. Дополнительная группа.
Хр. заболевания в стадии компенсации и врожденные пороки развития. Специальная группа «А»
Хр. заболевания в острой форме, врожденные пороки в стадии субкомпенсации . Специальная группа «В»

Основная группа здоровья по физкультуре — допуски и запреты

Уч-ся, относящиеся к основной группе, здоровы и не имеют никаких отклонений в физическом развитии. Они занимаются по обычной школьной программе, могут посещать любые секции, сдавать нормы, принимать участие в спортивных соревнованиях.

Дополнительная группа здоровья по физкультуре в школе

Данная группа позволяет заниматься физкультурой в школе вместе со всем классом. Однако интенсивность упражнений в этой группе отличается. Учитель подбирает специальные комплексы спортивных упражнений в соответствии с рекомендациями врача. Все ограничения указываются в медкарте уч-ся.

Например, одному ребенку нельзя посещать бассейн, другому – запрещено кувыркаться и резко наклоняться, третьему – не рекомендуется прыгать или бегать на длительные дистанции. В справке указывается срок ее действия. После чего, ребенок переводится в основную группу. Для участия в соревнованиях, для сдачи норм ГТО – требуется разрешения врача.

Специальная группа «А» и «В» по физкультуре в школе

  1. Уроки физкультуры для учащихся из группы «А» проводятся отдельно от всего класса.
  2. Занятия с ними проходят по специально разработанным индивидуальным программам. Однако им предоставляется возможность вместе с классом посещать теоретические занятия по физической культуре, делать доклады и писать рефераты.
  3. Спецгруппы предполагают занятия с подготовленными учителями физ-ры, прошедшими обучение в центрах ЛФК.
  4. Комплекс упражнений для детей разрабатывается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями.
  5. Все упражнения делаются на специальных ковриках.
  6. Учащиеся не могут принимать участие в спортивных мероприятиях, но их присутствие в качестве болельщиков поощряется.
  7. Им нельзя заниматься в спортивных секциях.

Особенности занятий детей в спецгруппе «В» по физкультуре:

  1. Ученики, у которых в справке указана группа «В», полностью освобождаются от уроков физкультуры в школе, они занимаются только в медучреждениях.
  2. Занятия проходят по индивидуальным программам и под строгим контролем врача ЛФК.
  3. Таким ученикам разрешается посещать лишь теоретические занятия по этому предмету, проходящие в стенах школы.
  4. Врач ЛФК разрабатывает необходимый им комплекс упражнений. Эти упражнения можно выполнять и дома.
  5. Врач ЛФК консультирует родителей и выдает им нужные рекомендации.

Отметки

Многих родителей волнует вопрос: «Как будут ставиться оценки по физкультуре детям, которые вынуждены заниматься в дополнительной или специальной группе?» С учащимися из основной группы вопросов не возникает. Ведь они получают отметки на основании результатов сдачи нормативов. Многие родители даже не предполагают, что на сегодняшний день существуют учебники по физической культуре. Раньше таких учебников не издавали. Чаще всего, выставляя оценки, учителя просят детей из дополнительной и специальной группы написать реферат, сделать доклад, провести презентацию, посвященную ЗОЖ. Кроме того, физрук, оценивая ученика, ориентируется на его посещаемость теоретических занятий. Ученик совсем без отметки по этому предмету остаться не может.

А нам остается пожелать вашим деткам здоровья и отличных спортивных результатов.

Действует Редакция от 30.12.2003

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"

Приказ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию по (приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложения

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

Уровень функционального состояния основных систем организма;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1) или избыточной массой тела (масса более M+2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

К IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей -отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Классы, группы болезней, отдельные нозологические формы Шифр по МКБ-10 Группа здоровья Примечания
1 2 3 4
органы кровообращения
пороки сердца: III, IV, V В зависимости от компенсации (степени недостаточности кровообращения)
- при отсутствии недостаточности кровообращения - III
- при недостаточности кровообращения 1 ст. - IV;
- при недостаточности кровообращения в ст. более 1 - V.
врожденные Q20-Q28
приобретенные I34-I38
I05-I09
миокардит неревматической этиологии I40-I41 III, IV, V При полной клинической ремиссии - III,
при неполной клинической ремиссии - IV, V
ревматическая лихорадка I00-I20 III, IV Без порока сердца
- при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки - III,
- в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки)- IV
Малые аномалии сердца: II
- открытое овальное окно; Q21,1
- двустворчатый клапан аорты; Q23,1
- аномально расположенная хорда; Q24,8
пролапс митрального клапана I34.1 I, II, III, IV Без регургитации - I;
с регургитацией 1 ст - II;
с регургитацией в ст. более 1 - III - IV
нарушения ритма сердца и проводимости: II, III, IV
- экстрасистолии; I49.1-I49.4 II.
- тахиаритмии; I47-I48 - при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии - III, IV
- без пароксизмов - II:
- синдром преждевременного возбуждения желудочков; I45.7 - при наличии пароксизмов- III, IV
- брадиаритмии (СССУ, миграция предсердного водителя ритма) I49.5
I49.8
- при наличии синкопе - V
блокады сердца: II, III. IV, V
- предсердно-желудочковые блокады 1ст. I44.0 - II;
-предсердно-желудочковые блокады II - III ст.; I44.1-I44.3 - при наличии синкопе III - V
- внутрижелудочковые блокады I44.4-I45 - III - V
синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу II, III - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10- 5-го процентиля для данного пола, возраста и роста- II.
- при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. - III
синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу II, III - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90- 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста II.
- при наличии вегетативной дисфункции тахикардия, субфебриллитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ- III
артериальная гипертензия I10-I15 III, IV, V - средние уровни САД и или ДАЛ равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста - III, IV,
- при появлении сердечной недостаточности - V
варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей I83, I80,0-I80,3 III, IV при отсутствии венозной недостаточности - I;
при наличии венозной недостаточности - IV
варикозное расширение вен мошонки I86,1 III, IV при отсутствии венозной недостаточности - III;
при венозной недостаточности - IV
Органы пищеварения
кариес (декомпенс.) К02 II множественный (4-5 и более зубов)
функциональные расстройства желудка К31 II при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса
функциональные кишечные нарушения К59 II
хронический гастрит К29.4, К29.5, К 29.7 III
хронический дуоденит, гастродуоденит К29.8-К29.9 III при наличии эндоскопических признаков
эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь) К25, К26 III, IV в стадии ремиссии - III; при осложнениях - IV.
Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит К50-К52 III, IV в стадии ремиссии - III, при обострении - IV.
синдром нарушения кишечного всасывания К90.0 II, III, IV, V вторичного характера - II;
первичного характера в зависимости от тяжести течения - III, IV, V
хронический панкреатит К86 III
хронический гепатит К73 III, IV, V вне обострения - III,
при обострении в зависимости от тяжести - IV, V
хронический холецистит К81.1 III
дискинезия пузырного протока и желчного пузыря К82.8 II
другие болезни желчевыводяших путей К83 III
гельминтоз В65-В83 II, III без признаков интоксикации - II,
при наличии признаков интоксикации - III
грыжи К40-К46 I, III После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений - I.
кровь и кроветворные органы
Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др) D50, D51, D52, D53 II, III при легком течении - II;
при среднетяжелом - III
Органы дыхания
хронический бронхит, простой слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный J40-J42, J44 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений:
-1-4 раза в г. - III;
-5-6 раз в г. - IV
Астма бронхиальная J45 III, IV, V при полной клинической ремиссии - III;
при неполной клин. ремиссии - IV
В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования):
- при легком течении - III,
- при среднетяжелом течении - IV;
- при тяжелом течении - IV или V;
- при гормональной зависимости - V.
бронхоэктатическая болезнь J47 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности)
аллергический ринит J30 II, III, IV, при легком течении - II;
при среднетяжелом - III;
при тяжелом течении - IV
хронический ринит J31.0 III
хронические болезни миндалин и аденоидов J35 II, III при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации - II;
при гипертрофии 3 ст. - III
хронический синусит J32 III
искривление носовой перегородки без нарушения дыхания II при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ
хронический назофарингит, хронический фарингит J31.1, J31.2 II, III без клинических проявлений - II
носовые кровотечения. R04.0 II при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих
поллиноз II, III, IV в ремиссии - II,
при обострении- III, IV в зависим. от тяжести течения
ухо и сосцевидный отросток
хронический отит Н65-Н75 III, IV при обострениях до 4 раз в г. - III;
при обострениях свыше 4 раз в г. и отчетливом снижении слуха - IV
отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.) потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха) Н80; Н90;
Н91.9;
Н93-Н95
III, IV, V в зависимости от степени потери слуха:
- шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров - III;
- шепотом речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров- IV;
- шепотная речь не слышна - V
нарушения вестибулярной функции, вестибулярные синдромы Н81-Н83 II, III, IV в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV
психические расстройства и расстройства поведения
соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения:
НЦА (по гипертензивному типу)
НЦА (по гипотензивному типу)
НЦА (по смешанному типу)

F45.3
F45.3
F45.3

II
II
II

фобические тревожные расстройства F40 II, III слабо выраженные II
выраженные III
неврастения F48.0 II
невротические и/или астенические реакции II
невротические реакции, связанные со стрессом F43.2 II, III слабо выраженные II
выраженные III
расстройство сна неорганической этиологии F51 II
органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство F06.6 III
расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга F07 II, III слабо выраженные II
выраженные III
эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз. др.) F90-F98 II, III слабо выраженные - II
выраженные- III
специфические расстройства личности (психопатии) F60-F62 II, III слабо выраженные - II
выраженные- III
шизотипическое расстройство F21 III
гиперкинетические расстройства F90 II, III при компенсации - II
при субкомпенсации - III
расстройства поведения F91 II, III, IV ограничен. рамками семьи - II;
несоциализирован. расстр. - III;
социализирован. расст. - III-IV
задержка псих. развития /умств. отсталость легкой степени F70 II
специфические расстройства развития речи и языка F80 II
нервная система
эпилепсия G40 III, IV на фоне резидуально - органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) - III
в стадии субкомпенсании (с постоянной терапией) - IV
Мигрень G43 III
другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии) G44 III
расстройства вегетативной (автономной) нервной системы G90 II, III без ангиоспазмов с частотой менее
1 раза в неделю - II
с ангиоспазмами - III
гидроцефалия G91 II, III при компенсации - III,
при клинических проявлениях - IV
детский церебральный паралич G80 III, IV V в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V
полиневропатии G62 III, IV Двигательные, чувствительные и координационные нарушения:
- без снижения функц. возм. - III
- при снижении - IV
демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы G37.9 III, IV вне обострения - III,
в период обострения - IV
глаз и его придаточный аппарат
аккомодационное косоглазие Н50 II без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярною зрения
Паралитическое и неаккомодационное косоглазие Н49 III, IV с учетом степени аномалии рефракции
гиперметропия сл. степени Н52.0 II
гиперметропия средней и высокой степеней Н52.0 III
спазм аккомодации, предмиопия II
миопия слабой степени Н52.1
миопия средней и высокой степеней Н52.1 III
амблиопия Н53.0 III
анизометропия Н52.3 II, III до 5 диоптрий - II
свыше 5 диоптрий - III
хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз H01, H13.2 III
Аллергический конъюнктивит НЮ II, III в зависимости от течения и осложнений
мочеполовая система
доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая) II при отсутствии заболеваний почек
Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома II при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек - см. интерстициальный нефрит обменного генеза
Малые аномалии почек и мочевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиэлоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома Q60-Q64 II, III, IV при отсутствии мочевого синдрома - II;
при присоединении мочевого синдрома - III;
при снижении функции почек - IV
гломерулярные болезни (гломерулонефрит) N00-N08 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и снижении функции почек - IV;
тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический - первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) N10-N16 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и при снижении функции почек - IV;
в стадии хронической почечной недостаточности - V
нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания)
энурез

F98.0, N39.4

II
врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей Q60-Q64 III, IV, V
в стадии хронической почечной недостаточности - V
инфекции мочевыводящих путей, цистит N30.1 III
вторичная артериальная гипертензия (ренальная) III, IV при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем - III;
при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем - IV
мочекаменная болезнь N20-N23 III, IV, V при сохранных функциях почек - III;
при снижении функции почек -IV;
в стадии хронической почечной недостаточности - V
крипторхизм (неопущение яичка) Q53 III
расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища; болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом N91
N92
N93
N94
II, III в период становления менструального цикла в течение 1,5 - 2 лет после первой менструации - II;
при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях - III
хронические болезни женских тазовых органов N70, N73, N75, N76 III
гидроцеле N43,0-43,3 II, III
эндокринная система, питание, обмен веществ
увеличение щитовидной железы Е00.1-Е04.0 II, III - увеличение I, II ст. без нарушения функции - II;
- увеличение III, IV ст. без нарушения функции - III;
- увеличение I - IV ст. с гипо- или гипертиреозом - III
недостаточность питания (дефицит массы тела) Е43-Е46 II масса тела меньше значений минимального предела "нормы" относительно длины тела (M-1)
избыток массы тела II масса тела больше значений максимального предела "нормы" относительно длины тела (M+2) (на 15-19,9% от должной)
низкий рост Е34.3 II варианты роста меньше минимального предела "нормы" относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений
низкий рост (нанизм) Е34.3 III, IV
ожирение экзогенно-конституциональное I -IV ст. Е66 III, IV превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и др. систем - III,
при их наличии - IV
юношеская гинекомастия N62 II при исключении эндокринной патологии
гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов Е50-Е56,
Е64
II
нарушения толерантности к глюкозе R73.0 II
инсулинзависимый сахарный диабет (I типа) Е10.0 III, IV
сахарный диабет (II типа) Е11 II, III в зависимости от степени компенсации
задержка полового созревания Е30.0 II, III, IV
при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV
Раннее или преждевременное половое созревание II, III, IV без сопутствующих эндокринных заболеваний - II,
при их наличии ив зависимости от тяжести - III или IV
кожа и подкожная клетчатка
атонический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит L20, L23 III, IV в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса, при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна - III;
при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна - IV.
Крапивница L50 II, III, IV локализованная - II; генерализованная, рецидивирующая - III; генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич. шоком (в анамнезе) - IV
Зуд L29 II
Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.) L40-L45 III, IV в зависимости от степени компенсации
костно-мышечная система и соединительная ткань
кифоз, лордоз М40 II
Сколиоз М41 III, IV рентгенологически и клинически не более 2ст. искривления - III;
искривление более 2ст. или наличие нарушений функции внутренних органов - IV
юношеский остеохондроз М42 III, IV без выраженных клинических проявлений - III;
с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др. клиническими проявлениями - IV
нарушения осанки II при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника
уплощение стоп II по результатам плантографии
плоская стопа (плоскостопие) М21.4 III по результатам плантографии
вальгусная деформация стопы М21.0 III
врожденные и рахитические деформации грудной клетки Q67.5-Q67.7 I
дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника М40-М54 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов
деформации голени, бедра M21,7-M21,9 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта
артропатии, остеопатии и хондропатии М00-М25, М80-М94 III, IV
юношеский (ювенильный) артрит М08 III, IV в зависимости от компенсации процесса
юношеский ревматоидный артрит М08.0 III, IV в зависимости от компенсации процесса
поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей М60-М63, М65-М68, М70-М79 III, IV в зависимости от компенсации процесса и состояния функции